Схема микрофонного усилителя, описанного в данной статье имеет два маленьких секрета, которые позволяют делать запись вокала в своей собственной домашней студии звукозаписи практически с таким же качеством, как и в дорогой, профессиональной студии.

Но обо всём - по порядку.

Микрофон для домашней студии

Cardioid polar patternПростое и очень эффективное решение для записи голоса или вокала в своей домашней студии звукозаписи - это применение динамического кардиоидного микрофона. И вот почему:

  •    Во-первых, Вам не нужно будет принимать специальные меры по шумоизоляции квартиры;
  • Во-вторых, Вам не нужно будет звукоизолировать тыловое пространство за микрофоном для избавления от реверберации комнаты, так как динамический кардиоидный микрофон хорошо подавляет боковые и тыловые звуки;
  • В-третьих, Вам не надо будет организовывать дополнительное питание как в случае с конденсаторным микрофоном.

Для нашей цели идеально подойдёт микрофон типа Shure sm58 или ему подобный. Например, у меня долгие годы идеально работает микрофон Beyerdynamic Opus39s.Микрофон Shure SM58

Конечно, для записи голоса существует большое число самых разных решений. Например, Вы можете специально для записи вокала сделать хорошую шумоизоляцию квартиры, приобрести дорогой конденсаторный микрофон с большой мембраной, но это решение уже не такое простое и в разы дороже. Кроме того, микрофонный усилитель для конденсаторного микрофона понадобится немного другой, и об этом мы поговорим в другой статье.

Купить или сделать своими руками?

У микрофонного предусилителя, сделанного своими руками есть три основных преимущества перед теми моделями, которые можно купить в соответствующем магазине:

  1. Цена.
  2. Идеальная адаптация под конкретную задачу. 
  3. Качество звука.

Цена

Итак, цена готового изделия, продаваемого в магазине, кроме стоимости комплектующих компонентов, включает в себя плату за бренд, компенсацию рекламных расходов и прибыль, которую получают все: изготовитель, оптовый и розничный продавцы, плюс транспортные расходы. Вот и получается, что в покупном усилителе один только корпус будет стоить дороже, чем весь микрофонный усилитель, сделанный вручную.

Кроме того, существует целый ряд потребительских качеств, которым обязательно следуют практически все изготовители, чтобы достичь определённой универсальности для возможных применений микрофонных предусилителей. Ведь перед разработчиками стоит задача добиться максимальной совместимости со всеми возможными микрофонами и тем оборудованием, с которым он должен будет работать.

Это приводит к тому, что схема микрофонного усилителя приобретает существенную избыточность в виде различных режимов работы, защиты, регуляторов и индикаторов. И чем больше деталей в устройстве, тем большее влияние они оказывают на качество звука, причём не в лучшую сторону.

Адаптация под конкретную задачу

Но в домашней студии звукозаписи микрофонный усилитель обычно работает с одним конкретным микрофоном, в стационарных условиях, и выполняет всегда одну и ту же задачу. А это значит, что большинство универсальных возможностей покупного преампа нам просто не нужны. Но мы можем сосредоточиться на максимальном качестве именно того, что нам нужно, идеально адаптировав собственную конструкцию под конкретную задачу.

Качество звука

Чем отличается хороший микрофонный усилитель для записи вокала от обычного? В первую очередь тем, что хороший предусилитель не вносит в звук собственных артефактов и искажений, и в то же время создаёт для микрофона самое оптимальное согласование для получения максимально возможного качества преобразование звука в электрический сигнал.

Услышать это на слух при обычной проверке затруднительно. Чтобы оценить качество микрофонного усилителя, с ним нужно поработать в реальных условиях, применяя к уже записанному с помощью него вокалу самые различные обработки. Особенно сильно все недостатки проявляются при больших уровнях компрессии и попытках поместить вокал в плотный микс.

Качество звука современных микрофонных предусилителей, особенно брендовых марок, как правило, особых нареканий не вызывает. Но естественное стремление изготовителей максимально удешевить изделие приводит к тому, что формально все характеристики соответствуют заявленным, но компоненты могут быть недорогими, чисто из маркетинговой целесообразности.

Причём проверить, из чего сделан готовый предусилитель, пока Вы его не купили, далеко не всегда возможно.

Так что пока Вы не купите преамп и не поработаете с ним как следует, качество его Вы не оцените. А вот в собственную конструкцию довольно легко можно внести изменения, если что-то не понравится.

И ещё.

Что делать не стоит

Что для своей домашней студии звукозаписи точно не нужно, так это микрофонные усилители с каким-нибудь "особым" звуком, так часто рекламируемым многими изготовителями. Это удел более крупных бюджетов для особых случаев.

На практике специфическая окраска звука крайне редко нужна, а вот избавиться от неё, если она присутствует, очень сложно. Да и возможностей современной DAW - digital audio workstation вполне достаточно для того, чтобы уже при звукорежиссуре придать звуку любую окраску.

Схема микрофонного усилителя на ОУ

Схема микрофонного усилителя представлена на рисунке. Два секрета, о которых было написано вначале статьи, - это согласование микрофона и микрофонного усилителя и схема самого операционного усилителя. 
Схема микрофонного усилителя на ОУ

Согласование

Входное сопротивление этой схемы микрофонного предусилителя значительно ниже общепринятых стандартов. Из общей теории электротехники нам известно, что максимальная передача мощности между генератором и нагрузкой происходит при равенстве их сопротивлений. Вот и не будем это нарушать, обеспечив входное сопротивление микрофонного усилителя равным сопротивлению микрофона. При этом никаких переходных конденсаторов мы применять не будем, чтобы не вносить в девственно чистый сигнал асимметрию, фазовые сдвиги и дополнительные источники искажений.

Для избавления от всевозможных помех, в том числе и помех от мобильных телефонов, нам понадобится симметричное подключение микрофона, а значит, у микрофонного усилителя должен быть симметричный вход.

Дифференциальный усилитель, специально спроектированный для таких включений, - это обыкновенный операционный усилитель. Вход здесь симметричный дифференциальный с распределённым входным сопротивлением 600 ом. Резистор R2 3 ом особого значения не имеет, он стоит скорее для корректного изображения дифференциального усилителя.

Подключать можно любой ДИНАМИЧЕСКИЙ микрофон. Но чем качественнее, тем лучше. Обычно сопротивление такого микрофона от 200 до 600 ом, и для чистоты идеи Вы можете сделать сумму R1+R3 равной сопротивлению микрофона (при R1=R3).

Самое главное, что такое включение, благодаря демпфированию подвижной системы микрофона, устраняет окраску звука паразитными резонансами самого микрофона, позволяя получать чистый, ровный звук. Потом, при обработке вокала, можете делать со звуком всё, что угодно. Он податлив, с ним не надо воевать, устраняя всякие призвуки.

Кроме того, помехозащищённость низкоомного входа просто великолепна! Мне приходилось записывать без проблем вокал в комнате, где находилось одновременно более 20-ти мобильных телефонов!

Здесь следует обратить внимание на то, что согласование по-книжному - это как раз измерение параметров и шумов в первую очередь. Нас же шумы не волнуют никак. При использовании ОУ с показателями до 10nV/√Hz про шумы можно забыть. Шумы не мешали жить даже при использовании ОУ TL071, у которого шумы составляют 18nV/√Hz. В реальной работе шум помещения больше, и всё зависит от мастерства звукорежиссёра.

Зато TL071 очень даже хорошо звучит, в отличии от общепризнанной NE5534.

Схема операционного усилителя

Второй секрет этой конструкции - это схема самого операционного усилителя, оказывающая очень большое влияние на звучание.

В этом микрофонном усилителе используется микросхема OPA604.

Самый лучший звук - это когда о звуке не думаешь вовсе, думая лишь о голосе и о музыке. Вот это происходит с OPA604.

Она настолько прозрачна - что даже при самых диких уровнях компрессии никакие артефакты не вылезают.

А секрет, очевидно, в том, что OPA604 - ОДНОКАСКАДНЫЙ операционный усилитель, специально разработанный для профессиональных звуковых применений. (OPA604 PDF) Количество каскадов напрямую влияет на переходную характеристику и на звук в целом. Причём обратно пропорционально. Чем больше каскадов - тем лучше объективные характеристики, а звук хуже.

Осталось дополнить схему микрофонного усилителя регулятором коэффициента усиления, и снабдить весь усилитель нормальным чистым питанием.

Итак, регулятор усиления помещаем в цепь обратной связи. Такое включение позволяет сохранить нулевое выходное сопротивление микрофонного усилителя, благодаря чему практически устраняется влияние на звук соединительного кабеля от преампа до компьютера.

Для организации питания есть изумительный стабилизатор напряжения TL431. Абсолютно чистый, с дифференциальным сопротивлением около 0,2ом. Мне он очень нравится. С ним не бывает проблем. Поставил и забыл.

Вот и всё, схема готова.

Разъёмы я поставил - обыкновенные "джеки", хотя XLR на входе - правильнее.

Корпус - без особых требований. Благодаря симметричному входу, компактности монтажа и низкоомной обвязке, усилитель не нуждается в тщательном экранировании.

Осталось этот микрофонный усилитель спаять, включить и забыть о том, что когда-то была проблема получения качественного звука от микрофона в своей собственной домашней студии звукозаписи.

Сергей Шевгота 
 

Комментарии

неужели такой будет лучше купленного?

неужели такой самодельный будет лучше купленного? что-то я в этом очень сильно сомневаюсь.

Будет лучше купленного

 "Можно, конечно, купить микрофонный усилитель. Но вы наверняка переплатите за "рекламно - понтовые навороты", всякие "удобности" и "универсальности". В то время, когда нам нужна, практически, одна-единственная конфигурация, работающая в стационарных условиях."

У купленного микрофонного усилителя один только корпус будет стоить как весь этот микрофонный усилитель. А качество - вопрос трудно проверяемый. Неужели торговцы будут ставить дорогие и качественные детали, если есть возможность на дешёвом заработать больше?

Пару ответов на пару вопросов

Пару ответов на пару вопросов.

1. Вход здесь симметричный дифференциальный с распределённым входным сопротивлением 600 ом. Резистор 3 ом особого значения не имеет, он стоит скорее для корректного изображения дифференциального усилителя. Подключать можно любой ДИНАМИЧЕСКИЙ микрофон. Но чем качественнее тем лучше. Обычно сопротивление такого микрофона от 200 до 600 ом, и для чистоты идеи не мешало бы сделать сумму R1+R3 равной сопротивлению микрофона (при R1=R3).

2. Электретный микрофон имеет свой каскад усиления, к тому же несимметричный, и ему нужен не такой усилитель. Входное сопротивление должно быть выше. Сделайте, например, так: вход R1 - на землю; уберите R2, а R3 увеличьте до 10 ком. Электретному микрофону требуется отдельное питание, поэтому проверьте, стоит ли там переходной разделительный конденсатор. Если нет - надо будет поставить.

3. Подавать выходной сигнал можно туда, куда вам нужно, без разницы. Но прямо к усилителю какой смысл? Я его делал, как максимально прозрачный предусилитель для своей домашней студии звукозаписи на базе персонального компьютера. Вот там ему в самый раз.

4. Возбудов небыло. Да и возбудить однокаскадный усилитель не просто. Проблема, скорее всего, с землёй (с общим проводом): при монтаже где-то образовалась земляная петля, вместе с ёмкостями монтажа представляющая собой высокочастотный резонансный контур.

Микрофонный усилитель

Проблема ВЧ возбуда решилась шунтированием резистора R6 конденсатором на 200 пикофарад.

Микрофонный усилитель

Спаял схему - получил на выходе ВЧ возбуд порядка 1.6 мГц, 3 вольт. Как бороться с этим? Было ли подобное у автора схемы?

   Какие диоды использованы в

 

 Какие диоды использованы в схеме?

Усилитель

Почему не работает диодный мост на диодах 1n400.Отбрасываеш один вывод с С2-напряжение появляеться,но С1 очень сильно начинает греться.Что делать?

Ошибка

Ошибка в монтаже. Это же обычный блок питания, при исправных деталях и правильной сборке он не может не работать.

Каие диоды использованы в

Каие диоды использованы в схеме? 

Диоды в схеме

Использована диодная сборка DB107. Но можно любые диоды на ток больше 100 ма и напряжение от 30в и больше.

Добрый день. Возможно ли

Добрый день. Возможно ли подключение гитары вместо микрофона, и выход подать на линейный вход (хватит ли усиления?).

Увеличить R1 раз в 10 - 20 и

Увеличить R1 раз в 10 - 20 и попробовать. Должно бы работать. Срежет резонансный горб датчиков, звук получится довольно нейтральный, плоский.

Я не проверял, не было повода. Надо бы точнее знать сопротивление применяемого датчика, и сделать величину R1 такой же.

можно ли собирать на smd

можно ли собирать на smd деталях ?

Транфворматор

Подскажите, пожалуйста, какой трансформатор используется в схеме? А то у чипа-дипа на сайте их несколько, все с разными характеристиками. Сам я в радиотехнике разбираюсь слабо, но собрать схему из заведомо понятных деталей в состоянии :)

Это работает

Это работает. Точно и прозрачно.

настройка

Вступлении как настроить, чтоб звучало до максимума, и без свистков,

Не пнял вопрос. При записи

Не пнял вопрос. При записи звук с микрофона в акустику не подается, откуда свистки?

Пара вопросов...

Если подключаться обычным двухжильным кабелем - зачем R3? Почему нельзя просто заземлить вход ОУ, а R1 сделать на 600 ом? Ведь на инвертирующем входе всё равно "виртуальный ноль", а потому ровно то же согласование останется.

Если всё же подключаться дифф. кабелем (две жилы сигнал, экран - земля) - зачем заземление на входе перед R3? пускай дифф. сигнал и идёт на вход, нет?

И (уточню на всякий случай) R2, я так понял, "просто для красоты" (т.е. его можно вычеркнуть).

Если подключаться обычным

Если подключаться обычным двухжильным кабелем - да, но в схеме речь идёт о дифференциальном симметричном входе. Так сказать, классика из учебника. Поэтому и R2 в схеме присутствует. R3 обеспечивает "0" для ОУ.=

не работает усилитель

собрал схему,все арботает вроде хорошо, но слабенький гул всеравно есть. хотя свой голос чистый естественный без искажений, и достаточно чувствительный ,свиста нет совсем, только вот напряжения на минусовой ноге микросхемы 9,8 а на плюсовом 10,12,   нормально ли это? должны ли они быть идеально одинаковыми? из за чего может быть гул? может кондеры поменять? и трансформатор у меня грееться хорошо, может поставить по мощнее?

Ошибки или неисправности

А Вы какое напряжение планировали? В этой схеме на конденсаторах С1 и С2 должно быть вольт по 20. Если хочется понизить напряжение питания микрофонного усилителя, надо пересчитать делители R4R7 и R5R8, и, возможно, изменить величину R9 и R11. Асимметрия быть может, это не проблема. А заниженное напряжение и гул, скорее всего из-за ошибки или неисправности деталей.

Исправный трансформатор греться не должен, тут вся схема потребляет около 25ма в плече.

Увеличение числа каскадов

Не лучше ли при повторении схемы сделать ее 2-каскадной? 1й с фиксированным усилением, 2й с переменным.

Зачем?  

Зачем?

OPA604 - однокаскадный

OPA604 - однокаскадный прецизионный ОУ, специально разработан для звука. Усиления в данном случае хватает за глаза. В схеме нет ни одной лишней детали в цепи прохождения сигнала, которая могла бы испортить звук. Чем больше каскадов - тем хуже звук.

Чтобы

Чтобы опустить шумовую полку

Демпфирования микрофона

Если требуется небольшое усиление, скажем 3 раза, что лучше, увеличить и без того глубокую ОС, или может разумнее сильнее за демпфировать микрофон и выиграть в ровности АЧХ капсуля? Насколько вообще демпфирование влияет на динамический микрофон?

Идея низкого входного сопротивления

Идея такого низкого входного сопротивления в стремлении выполнить условия классического согласования (из учебника), где выходное сопротивление генератора равно входному сопротивлению приёмника.

Насколько вообще демпфирование влияет на динамический микрофон я специально не исследовал. Мне достаточно было того эффекта, который получился при таком согласовании.

ОУ, скорректированные под единичное усиление (OPA604, TL071 и т.п.) увеличения глубины обратной связи не боятся и нередко применяются просто в качестве буфера для согласования выходного сопротивления. Так что увеличивать глубину обратной связи можно без проблем, будет только на пользу.

Всё-таки возбуждается

Собрал схему с незначительными доработками - был в наличии старый трансформатор без средней точки, дающий 13в. То, что с тех пор у нас в розетках стандартным стали 230в вместо 220, а также интернет помогли решить проблему - получил двухполярное питание с напряжением после мостов по 18в в каждом плече; tl431 довершил дело.

Целевой микрофон показал 480 Ом, потому R1/R3 поставил по 240 Ом.

Но пробный запуск показал на выходе синусоиду около 1Мгц. Благо, раньше прочитал всю ветку и заранее развёл площадки под конденсатор, которым в итоге и зашунтировал цепочку R6+R10.

Если у кого-то что-то греется - смотрите внимательно цепи питания. На ОУ оно идёт через 200-омные резисторы; в случае КЗ после них греться будут именно они, но не очень сильно (0,125Вт хватает за глаза). А больше там греться нЕчему! И ещё - смотрите внимательно распиновку tl431 - я брал её для разводки из публичной библиотеки PCB, и там оказались перепутаны 2-й и 3-й выводы.

OPA604AU

В sop-8 корпусе.

По крайней мере, в лоте было написанно именно так, и на микросхеме тоже.

Что там на самом деле выслал хитрый китаец, никто не знает. Но усилитель работает.

Странно. Я ещё ни разу не

Странно. Я ещё ни разу не видел, чтобы однокаскадный ОУ OPA604 возбуждался. Я бы проверял монтаж и питание. Особенное внимание на земляные шины. Если на печатной плате сделать землю по контуру платы, - получим земляную петлю. Тогда возбуд может быть. А так, как говорил Станиславский - не верю :).

Хотя, если субъективно нареканий на работу нет - поздравляю с хорошим микрофонным усилителем.

Фейковые микросхемы

Получил недавно из Китая OPA604. Оказалось - фейк. Скорее всего перемаркированные TL71 или TL81. Пичалька...

Может и Вам не то прислали...

А как определили?

тоже заказал пяток, теперь терзают смутные сомнения насчет их оригинальности...

Как определить фейковые ОУ OPA604

Посмотрите даташит. Там между ножками 1 и 5 получается сопротивление около 22 кОм.

А у присланных точно как у TL071 - TL081.

Кроме того ток потребления занижен в 2-3 раза.

Я вот не особо разбираюсь в

Я вот не особо разбираюсь в радиоэлектронике,хотя по схеме могу собрать не сложный усилок(конкретно этот).И всё таки подскажите,на какие резисторы кидать микрофон,на 3R или 300R? (и плевать на пинки что я нуб)

Микрофон подключается между

Микрофон подключается между резисторами R1 и R2 (симметричное включение). Экран - к общему проводу, на схеме это R3.

плата

Есть у кого готовый рисунок на плату? Буду очень признателен.

что куда подцепляется

Я немного далек... Но не могу понять, столько выходов, куда они ведут, на что цепляются? [R4/U1], [R3] второй выход, [U2/R5], [C4] Был бы очень признателен тому, кто расписал бы все на этой схеме, куды микрофон, куда выход, питание, и список того, что используем =)

Печатная плата

Буду благодарен, если поделитесь печатной платой на gore_obsession@rambler.ru

Подскажите, возможно ли питать схему напряжением +-12 вольт, заранее спасибо

Питание и сборка

Питать схему напряжением +-12 вольт можно. Практически подойдёт любое напряжение от +-5 до +-24 вольт.

Я печатную плату не делал. Всё собрано на стандартной макетной плате.

Питание схемы от источника постоянного тока

Подскажите пожалуйста, есть ли возможность запитать данную схему от источника постоянного тока (напрмер +12В). И как в таком случае поступать с отрицательным плечом напряжения питания?

Заранее спасибо за помощь!

В продолжении вопроса

Нашел относительно простую и вроде бы надежную схему делителя напряжения на микросхеме LM358. Вопросы следующие:

1. Правильно ли я понимаю, что если заменять трансформатор с диодным мостом на делитель напряжения постоянного тока, то схема самого усилителя начинается с резисторов R9 и R11 на 200 Ом в каждом плече питания? Или же их тоже надо откинуть, если я не применяю трансформатор?

2. Планируется питать схему от источника постоянного тока +12В, соответственно на выходе делителя будет где-то по +5,5 и -5,5 вольта. Есть ли необходимость корректировки для обвязки стабилизатора TL431C в связи с понижением напряжения питания (в данной схеме ведь все расчитано на -+15В...).

 

Буду очень признателен любой помощи, подсказке, совету. Проект вымучиваю больше полугода, хочется сделать что-то достойное, увы отсутствие большого разнообразия деталей в свободном доступе в моей стране не предоставляет возможности нормально поэксперементировать самому...

Это совсем другая схема

Идею этой схемы при питании однополярным напряжением сохранить можно, но для этого понадобится:

  • поставить на входе разделительные конденсаторы,
  • обеспечить на входе смещение половиной напряжения питания,
  • убрать совсем стабилизаторы на TL431.

Делитель на LM358 не нужен. Как делается однополярное питание для ОУ есть в справочниках и просто в интернетах.

Уточнялки

Сергей, большое спасибо за ответ! Да еще и так упрощающий мои замороченные планы!))))

Впорос по поводу разделительных конденсаторов - речь идет о микрофонном входе? То бишь перед резисторами R1 и R2 поставить что-то типо электролитов на 10мкФ, плюсом к усилителю?

На сколько сильно такие перемены, связанные с переходом на источник постоянного тока, повлияют на качество работы схемы?

Да, только я бы ставил от

Да, только я бы ставил от 47мкф и больше.

Да, и на выходе здесь тоже нужен конденсатор.

Про качество - не знаю. Считается, что электролиты портят звук, а здесь на пути сигнала их будет 3шт., но во всей бытовой аппаратуре на выходах и входах стоят электролиты.

Именно по этому Ваша схема

Именно по этому Ваша схема показалась мне более интересной среди всех стандартных с электролитами...

Что ж попробую вариант на однополярном питании, может все-равно будет значительно лучше чем мои предыдущие опыты на TL072.

Просто очень уж не хочется в проект засовывать трансформатор и питать все напрямую от 220, боюсь не смогу грамотно все собрать, чтобы небыло помех на электронную и аудио части проекта...

Если это не батарейки

А откуда ваши 12в? Если это не батарейки, то может всё-таки сформировать именно двухполярное питание, и не портить схему электролитами?

Там же не обязательно ставить TL431. Если питание заведомо меньше допустимого для микросхемы, вполне достаточно обычные RC фильтры по питанию. Например, резистор около 100ом и конденсатор 100 - 470мкф. А если питание только для этой микросхемы, то и без доп. фильтров можно обходиться, только выпрямитель и его конденсаторы.

Земляные токи там настолько мизерные, что для искусственной средней точки хватит резистивного делителя, а конденсаторы питания подключить в среднюю точку делителя. Получится виртуальная земля, вполне себе рабочая.

Наглость второе счастье...

Сергей, прошу прощения, но я пожалуй обнаглею и воспользуюсь Вашей отзывчивостью в корыстных целях... и попробую описать идею проекта, чтобы не расписывать вилами по воде абстрактно отдельные элементы... 

К сожалению не могу вставить изображение или ссылку на блок-схему пояснение, сайт блокирует, так что попытаюсь на словах описать...

Суть проекта в микшировании микрофонного канала и музыкального канала (от простенького DFPlayer для воспроизведения mp3) и управлении уровнями громкости обоих каналов с помощью микроконтроллера типа Arduino. Таких микшируемых пар в одной системе может быть несколько (пока 3, но стараюсь спроектировать систему с возможностью масштабирования). То есть на выходе получается 3 раздельных канала - на каждом своя музыкальная композиция, а микрофон при этом приходит один на все каналы. В итоге своеобразный микшер с цифровым управлением.

Питание пока планировалось 12В, источник постоянного тока - обычный блок питания, вставляемый в розетку. Увы не могу сказать точно импульсный или нет, не разбираюсь еще в их типах.

На этом питании соответственно будут висеть и микроконтроллер и mp3 плееры и предусилители на выходе из системы и соответственно предусилитель микрофона.

Почему еще меня привлекла схема на двухполярном питании, в качестве расширения на будущее была идея сделать балансный выход на каждый канал. Для этого хотел воспользоваться модулем от компании SparkFun для преобразования небалансного сигнала в балансный, и там как раз требуется двухполярное питание. Так что я уже обрадовался в надежде даже балансный выход организовать.

Подводя итог по питанию - планировалось взять 12В, понизить их до 5В для питания электроники, и параллельно развести на два плеча на +6В и -6В для питания усилителей. (и преобразователся сигнала в балансный, если уж совсем разгуляться)

Получается, что фильтры мне все-таки понадобятся?

Делитель в таком случае не лучше ли все-таки сделать на микросхеме или же резестивного делителя с общей точкой по середине достаточно? Наверное в таком случае будет сильно ограничен ток, выдаваемый таким делителем, или я что-то путаю?

Таки трансформатор?

В таком случае, если я правильно понимаю, беру трансформатор на 5В (или на 10?) со средней точкой, получаю +5 и -5, что идут на усилители и те же +5 использую под электронику?

Куда подключать?

Здравствуйте! Есть пара вопросов: подулючать его нужно к линейному? И если у меня с микрофона идет двухжильный кабель (экран и центральная жила), к чему мне его цеплять, к R1 и R2?

К R1, а экран на землю.

К R1, а экран на землю.

?

А выход то к линейному подключать? Прошу извинить за глупый вопрос, но не спалит ли он его? Планирую подключать к ЗК xonar U7. И ещё: не будет ли регулятор коэфф. усиления вносить доп. искажения и шумы? Возможно, будет разумнее сделать обычный регулятор уровня на выходе? 

Что-то вроде помех на корпусе микрофона...

Подскажите пожалуйста, есть ли возможность справиться со следующей проблемой и от чего вообще она может зависеть...?
Собрал схему, все как показано в теме, за исключением резистора R2, так как кабель у меня XLR - monoJack. Так что разъем микрофона подключен к земле перед R3 и к R1 соответственно. Звучит все чисто и громко.
Но, если положить микрофон на стол начинается лёгкий гул, шипение. Стоит взять микрофон в руки или просто дотронуться до него, как все затихает...
К сожалению модель микрофона сказать не могу... Нашел его в закромах на работе, название частично стёрлось...(сначала думал что это Shure 58...) Посему есть предположение что дело именно в микрофоне, увы проверить на другом пока возможности нет...

Несимметричное подключение микрофона

Скорее всего, корпус микрофона не соединён с экраном (с землёй). В разъёме XLR 1-й обычно соединяется с экраном, а 2-й и 3-й - сигнальные. У вас должны быть соединены между собой 1-й, 3-й и корпус разъёма.

Дело в кабеле...?

Сдается мне, что дело в кабеле, ибо при отключении микрофона от кабеля гул даже усиливается и, если дотронуться до корпуса XLR штекера, гул соответственно пропадает почти совсем. При этом корпус штекера запаян на землю, проверено.

Но это все мелочи, ибо сегодня собрал простенький сумматор на tl071, подогнал на него сигналы с плеера и с микрофонного предусилителя, и все играло очень хорошо, и с большим запасом громкости, а значит наконец-то можно двигаться дальше, надеюсь что добавление электроники не ухудшит нынешнюю ситуацию!

Сергей, огромное спасибо за Вашу помощь, и конечно за эту статью, что помогла наконец-то найти верное решение!

Должен ли греться ОУ?

Собственно. Должен ли ОУ нагреватся? 

Должен ли греться ОУ?

Собственно. Должен ли ОУ нагреваться? Греется где-то средне.

Питание

Со схемотехникой преда - согласен. Хорошее решение. Единственное, что я поменял в железе, это источник питания. Да, этот ОУ имеет способность подавлять пульсации питания, и все-же осцилограф показывает следущее: чем чище поступающее на него (ОУ) питание - тем благоприятнее складывается выходная картина. Ценой некоторого усложнения, можно добиться гораздо лучших результатов, и мне кажется, это далеко не предел. Вот доработка: с1, с2 (согласно схеме) заменил на 4700,0м х 25В, шунтированные керамикой 0,1мФ. Далее, следуют простейшие транзисторные фильтры на 8050 и 8550 (с конденсаторов на коллекторы, с колектора на базу 6,8кОм, с базы на землю 100,0м х 16В, эмитер - через 43 Ом на конденсаторы 100,0м х 25В + 0,1мФ, и далее, на R9, R11 по схеме). Как показала практика, такое улучшение заметно, только если пред подключается к хорошей звуковухе, или к внешней звуковой карте. На простых зв. картах ощутимые изменения в звучании не наблюдались.

Чтобы TL431 не возбуждалась

Единственное, что нужно добавить в эту схему, это конденсаторы больше 1мкф параллельно конденсаторам C3 C4. Лучше - что-то от 10мкф до 100мкф. Без них TL431 находится в неустойчивом состоянии и может возбуждаться.

Микросхема потребляет 5-7ma. Даже TL431 для этой схемы - это так, чтобы мало не было. На самом деле - обычного пассивного фильтра достаточно.

Ну, а если применить Ваш фильтр, то TL431 я бы убрал. А то масло масляное получается.

Ответ

Насчет TL - полностью согласен, забыл добавить про электролиты параллельно ей. Извиняюсь. У меня стоят 22,0м х 16В, вполне хватает!

Насчет "масла маслянного" - давайте по порядку. 1. Повышенная емкость фильтрующих конденсаторов после выпрямителя. Из практики, чем больше эта емкость, тем меньше пульсаций выпрямленного напряжения поступают в нагрузку. Для микрофонного уся, это важно! 2. Роль транзисторных фильтров, вкупе с RC фильтрами, "добить" к минимуму остатки пульсаций, На стабильность напряжения они мало влияют. (Особенно при скачках сетевого напряжения.) 3. При таком включении, роль TL-ки сводится к стабилизации подаваемого на нее напряжения (вспоминаем, что TL-ка, по сути, регулируемый стабилитрон), изначально лишенного повышенного уровня пульсаций, что довольно благоприятно сказывается на ее работе в целом. (Что и показывает осцил.)

Вся эта затея, вкупе с конденсаторами 0,1мФ, особенно хороша тогда, когда приходится работать в сети, где работают коллекторные эл. двигатели с поврежденным сетевым фильтром или вообще без него. (У нас такого добра сполна хватает ((( )

И да, забыл добавить, между + и - конденсаторов питания, у меня подключен белый яркий светодиод, через 1,5кОм. При работе, он выполняет роль индикатора включения. После отключения от сети, он разряжает собой емкости в 4700,0 мФ, иначе, питание на 604-ю поступает еще минуты 2.

Нагреваются TL431...

Подскажите пожалуйста, в чем может быть причина нагрева 431-ых?

Схема собрана в точности с приведенной тут, кроме С1 и С2, которые у меня стоят 1000мкФ, 35В...

Так же параллельно с выпрямительными диодами, приведенными в схеме, я вывел ещё по диоду с каждой из вторичных обмоток трансформатора, чтобы получить отдельные +15В и их понижаю до 5 и т.д....

С точки зрения звука, все работает прекрасно, но то, что ТЛки нагреваются - немного напрягает, так как в дальнейшем планирую вывести схему блока питания в отдельную коробку и от нее пустить кабель до коробки основной системы...

Возможно ли что одно (или оба) моих несоответствия приведенной тут схеме приводят к нагреву стабилизаторов и в дальнейшем приведут к выходу из строя всего?

Чтобы нагрев TL431 снизился

C1 и C2 и дополнительные 15в на нагрев тл-ок не влияют.

В этой схеме она греется. Там на ней около 350mw рассеивается.

Какие напряжения у Вас на C1 и C2? И какие напряжения на тл-ках (питание микросхемы)? Какое падение на резисторах R9 и R11?

Микросхема потребляет до 7ма. Увеличьте R9 и R11 раза в два, так, чтобы весь ток каждого плеча был около 15ма и нагрев снизится. На качество работы схемы это особо не повлияет.

И поставьте параллельно конденсаторам C3 C4 конденсаторы больше 10мкф, чтобы TL431 гарантированно не возбуждалась.

Сергей, и снова спасибо за

Сергей, и снова спасибо за разъяснения!

На С1 и С2 до того как я припаял тл-ки было кажется по 20В, теперь с тл-ками 15,15 примерно на каждом плече.

По поводу резисторов, достать 5Вт-ые в два раза большим номиналом у меня не получится, тут туго с элементами...)) Есть 300 Ом, а дальше только 1КОм, так что поставлю последовательно по 2 200 Ом на каждое плече...(это нормальный вариант?) Или же мне не нужны 5Вт и можно брать 0,25Вт-ые резисторы?

И вот ещё один вопрос. Так как вся система у меня состоит не только из данного блока усиления, но ещё и набита кучей электроники, я сделал следующее разделение:
- Обвязка трансформатора - С1 и С2, R9, R11, тл-ки и по три резистора их обвязки.
- Обвязка ОУ - собственно все остальные элементы схемы я спаял на отдельной платке вместе с ОУ, включая конденсаторы С3 и С4...
Имеет ли значение близость данных конденсаторов к тл-кам, может даже лучше поставить по ещё одному такому конденсатору, то бишь пара остаётся близко к ОУ и ещё пару рядом с тл-ками? Если я не ошибаюсь, это керамические конденсаторы, в том числе срезающие высокочастотные помехи по питанию?

Прелесть TL431 в очень низком дифференциальном сопротивлении

Там 5вт точно не нужно. Вероятно у вас ошибка где-то. На С1 и С2 напряжение почти не падает. Падает на R9 и R11. Или же трансформатор у вас совсем маленький. Если всё как на схеме, то падает по 6в. 6в на 200ом - это 30ма. Будет 400ом - будет 15ма.

По резисторам, даже 30ма на 6в равно 180мвт. Резистора 250мвт вполне достаточно.

Перепроверьте монтаж. Резисторы R9 R11  - до тл-ок.

Конденсаторы в первую очередь возле микросхемы. И чем ближе - тем лучше. И обязательно поставьте параллельно керамике электролиты.

Если провода от тл-ок длинные, поставьте возле них хотя бы 10мкф. Но я бы так не делал. Прелесть TL431 в очень низком дифференциальном сопротивлении. Как раз для демпфирования всякой нечисти в питании. А длинные провода могут всё испортить.

Разделение схемы

Мда... матчасть у меня страдает....)))

А если я разделю схему так:

- Трансформатор, выпрямительные диоды, конденсаторы С1 и С2, резисторы R9 и R11.

- Кабель подключения.

- И дальше уже на одной плате, рядом друг с другом - ТЛ-ки, их обвязка и сам ОУ со своей обвязкой.

плюс конечно все коррективы по конденсаторам, что Вы указали выше...

Ну, так - нормально

Ну, так - нормально. Хотя резисторы 0.25вт маленькие, их же запросто рядом с тл-ками можно разместить. Но это уже не принципиально.

Разрядка конденсаторов С1 и С2

Я просто подумал, что стоит сделать, как тут было выше указано, светодиоды (со своими токоограничивающими резисторами естественно) в схеме блока питания, чтобы быстрее разряжать его при отключении...

Правильно ли я понимаю, что если я ставлю R9 и R11 например 180 Ом, и после каждого из них у меня идет ответвление на диоды с токоограничивающим резистором, потребление диода 18мА, то на тл-ки и ОУ у меня остается как раз примерно 15мА?

 

Прошу прощения за столь примитивные вопросы, матчасти меня учили давно и через пень-колду, а сам я тогда еще не взялся за ум... так что теперь в голове все слегка путается...

Диоды в смысле светодиоды?

Диоды в смысле светодиоды?

Да, по токам правильно, но я бы так не делал. Питание схемы - это святое. Чем меньше всяких петель - тем лучше всё работает.

Хотя да, так можно разгрузить TL431.

Идея светодиодов

Идея светодиодов исключительно для быстрой разрядки С1 и С2 после отключения блока питания от сети (ну и конечно просто наглядно видно, что блок питания работает)...

А на сколько быстро в Вашей схеме эти конденсаторы разряжаются при отключении питания?

Если не ошибаюсь, у Вас стоят по 100 мкФ?

Я этим не заморачивался.

Я этим не заморачивался. Какая разница сколько они разряжаются?

Ну и дело, конечно, личное. но в этой схеме нет смысла ставить большие ёмкостя. Сглаживать надо 50гц, а конденсатор держит пять минут? Хуже от большой ёмкости конечно не будет, по принципу кашу маслом не испортишь. Или что есть то и пригодилось.

Hi! I love you!

Hello! ___123___Схема микрофонного усилителя на ОУ для своей домашней студии звукозаписи | Art of Sound Pro___123___

Подключение микрофона

Можно вопросы?!
1). Посмотрите, пожалуйста, эту картинку - правильно ли я показал, как надо подключать к вашей схеме микрофон с симметричным и несимметричным выходом?
2). Есть ли смысл делать питание от батареек - хватит ли их на достаточно приемлемое время работы?
3). Как я понял, к схеме можно подключать и электретный микрофон - таблетку. Т.е., подключить микрофон через разделительный конденсатор, и на микрофон подавать питание до разделительного конденсатора. Верно я соображаю?
Спасибо!
Вот картинка: ://imglink.ru/pictures/18-05-18/3d3b645da2371931caec0403c93dbd3a.jpg

Подключение микрофона

1. По симметричному включению правильно, только там нет "горячий - холодный". У микрофона обычно корпус, который общий, и два равнозначных вывода, ни с чем больше не соединённых. При необходимости поменять фазу их надо перепаять местами.

А на схеме несимметричного включения вы забыли второй сигнальный вывод. То есть тот, что, например, в верхнем рисунке у вас "холодный". В вашем примере значит "холодный" и "общий" вместе.

2. Для питания от батареек надо полностью убрать стабилизаторы. В них там нет смысла. А так да, работать будет и достаточно долго. Микросхема потребляет от 5ма до 7ма максимум. Пересчитайте на ёмкость батареек. Если типичная ёмкость щелочной батарейки типа "Крона" — 625 мА·ч, получаем больше 100 часов непрерывной работы.

3. У электретного микрофона питание подаётся не для самого микрофонного купсюля, а для встроенного в любой электретный микрофон усилителя, который согласовывает о-о-очень большое выходное сопротивление капсюля со стандартным входным сопротивлением усилителя.

У нас здесь входное сопротивление сильно занижено. Преимуществ такого подключения я не вижу. Но если очень надо...

Спасибо за ответ!

Спасибо, Сергей! Очень полный, исчерпывающий ответ!
1). Да, эти термины "Горячий-холодный" я использовал условно.

По поводу несимметричного подключения я понял, что скосячил уже после того, как отправил сообщение :) Вообще, я здесь не совсем корректно выразился, наверное. Я имел в виду как несимметрично включать не трехвыводной микрофон, а двухвыводной. Есть много микрофонов с двумя выводами - общим и сигнальным - их я и имел в виду. Поэтому и получилось так, словно я забыл про второй сигнальный провод :)
В принципе, здесь тоже все понятно - двухвыводной микрофон надо включать по схеме классического инвертирующего усилителя!

2). Да, вот про батарейки спасибо! Стабилизаторы там, конечно, не нужны. А конденсаторы в цепи питания, наверное, надо оставить, да?

По поводу входного сопротивления - по теории, конечно, самое оптимальное - это когда выходное сопротивление микрофона равно входному сопротивлению усилителя. Но очень существенно это сказывается на радиочастотах. Помню, раньше, когда сами делали ТВ-антенны, то сопротивление антенны надо было согласовать с 75-омным кабелем с помощью U-кусочка кабеля в 50 Ом. Иначе, были сильные искажения картинки. Теоретически, при таком широком частотном диапазоне аудиосигнала, несогласованность по сопротивлению будет приводить к разным результатом в низкочастотной и высокочастотной областях сигнала со следующими последствиями. Но на практике, я думаю, эти искажения настолько малы, что просто "утонут" в других "неидеальностях" усилителя. Я думаю, такой согласованный по сопротивлению, низкоомный вход усилителя нужен в референсных усилителях, у которых все другие "огрехи" доведены до такого минимума, что на их фоне уже начинает проявляться даже несогласованность по сопротивлению.

Еще раз спасибо, Сергей! Дальнейших творческих успехов!

Конденсаторы нужны

Конечно, конденсаторы нужны, в первую очередь как шунтирующие для снижения сопротивления источника питания, чтобы всё работало чистенько и не возбуждалось, поближе к выводам микросхемы.

По поводу "Несимметричного" подключения!

Да, по поводу части моего рисунка с "Несимметричным" подключением: Для того чтобы к усилителю подключать двухвыводной микрофон (например, таблетку - динамический микрофон), нужно на картинке "Несимметричный!" вернуть на место 300-омный резистор.

Вот новый, исправленный рисунок: ://imglink.ru/pictures/21-05-18/f0cdcf7986be0c6c92c7f00d32e31dd4.jpg

Хотя, по идее, с двухвыводным микрофоном усилитель должен работать и без этого резистора, как показано на моем первом рисунке.

Для микросхем с полевыми транзисторами доп. резистор не нужен

Этот резистор играет существенную роль для микросхем с биполярными транзисторами на входе, чтобы входные токи диффкаскада были равны и не приводили к смещению нуля на выходе.

Для микросхем с полевыми транзисторами такой необходимости нет.

По поводу резистора R3

О! Вот теперь все совсем дошло до меня! Я знаю, что проблема "смещения нуля" существует, и для этого значение R3 выбирают как параллельное включение других резисторов ОУ: R3 = R1 | | (R6+R10). В вашей схеме при такой большой разнице R1 и (R6+R10), значение R3 практически равно R1. Но я сомневался, как мне подобрать R3, если я хочу получить небольшой коэффициент усиления, и разница значений резисторов небольшое. Поскольку, я сомневался, возможно, кроме проблемы смещения нуля есть еще какие-то другие проблемы, о которых я не знаю, и которые тоже влияют на выбор R3.

Ну, теперь все понятно! Еще раз спасибо, Сергей!

P.S.
Сергей, у вас, наверное, есть еще какие-то самоделки. Можно с ними как-то ознакомиться?
Например, мне очень хотелось бы собрать ламповый усилитель для наушников для своей домашней студии. В Интернете схем полно. Но при этих схемах нет человека, который так же доходчиво и грамотно расскажет о качестве предлагаемого усилителя в плане качества звука. Поэтому начинает душить жаба - вдруг соберу по какой-то схеме, а звук окажется не очень.

Если надо другой коэффициент усиления

Если надо другой коэффициент усиления, просто измените величину R6 хоть до нуля.

Обратите внимание, что в этой схеме R1, R2 и R3 берутся из соотношения (R6+R10)/R1 = R3/R2. Таким образом обеспечивается симметричное балансное подключение микрофона. При этом хорошо подавляются синфазные помехи. Некоторая неточность баланса появляется из-за того, что R10 переменный и в другом положениии баланс нарушится. Но и в этом случае погрешность небольшая, всего лишь приблизительно от 1ом до 2ом у R2. (Там даже 3ом много) Я где-то выше писал, что R2 здесь скорее дань наглядности.

А вот усилитель для наушников для своей домашней студии я ни в коем случае не советую делать ламповый. Если он получится хороший, то звук будет возможно комфортный, возможно красивый, возможно яркий, как насыщенное цветностью изображение на телевизоре, как красивый художественный фильм. Но это всё хорошо (или неплохо) для слушания музыки. А для работы в студии звук должен быть точным.

Для этого ушной усилитель желательно делать с предельно достижимыми объективно измеряемыми параметрами и амплитудой выходного напряжения, способной раскачать уши почти до их максимальной мощности (ну, так, чтобы не спалить только, когда захочется ещё громче).

Как вариант, хороший ОУ с парой выходных транзисторов в классе А.

Мой ушной усилитель собран на LME49860 с "параллельным" усилителем на выходе с током покоя около 90ма. (Специально для моих Fostex T50RP mk3).

Расчёты R1, R2 и R3 верны?

Добрый день, Сергей!
>> Обратите внимание, что в этой схеме R1, R2 и R3 берутся из соотношения (R6+R10)/R1 = R3/R2.

Обратил внимание, попробовал посчитать. Не получилось. Давайте вместе!
Приведём к одинаковой размерности и округли до целых.
Посчитаем левую часть равенства: R6 + R10 = 94КΩ = 94000Ω; 94000Ω / 300Ω = 313;
Посчитаем праую часть равенства: R3 / R2 = 300Ω / 3Ω = 100;

Неувязочка. У вас получается, что 313 = 100.
Или я неправильно что-то понял? Или у вас опечатка?

Сергей, тема эта мне очень интересна и хочется разобраться, понять. Помогите.

Про R2

Добрый день!

И дальше по тексту читайте: ..."Некоторая неточность баланса появляется из-за того, что R10 переменный и в другом положениии баланс нарушится. Но и в этом случае погрешность небольшая, всего лишь приблизительно от 1ом до 2ом у R2. (Там даже 3ом много) Я где-то выше писал, что R2 здесь скорее дань наглядности."

Соотношение (R6+R10)/R1 = R3/R2 надо выполнить, если требуется максимальное подавление синфазной помехи. Тогда R6 нельзя делать переменным и регулировать им усиление. Здесь R2 для любого коэффициента усиления получается от 1 до 3 Ом. Подставьте в Ваш расчёт R2 1 Ом, и равенство будет выполнено. А в среднем положении регулятора для баланса надо R2 1.5 - 2 Ом. Но стоит он последовательно с катушкой микрофона (600 Ом) и реального смысла не имеет.

По поводу усилителя для наушников

Я снова не совсем точно выразился... Наушники в студии мне нужны не для мониторинга, я мониторю акустикой ADAM. Просто несколько раз сталкивался с ситуацией, когда вокалист во время записи голоса чувствует себя комфортнее, когда наушники не точные, а, как-раз, "музыкальные". После третьего такого исполнителя я начал предлагать вокалистам на выбор два усилителя для наушников - точный и "музыкальный". Очень многие выбирали "музыкальный". Самые частые объяснения - меньше устают; более привычное звучание делает работу комфортней; "музыкальные" наушники маскируют огрехи мелодии, которые отвлекают и мешают в случае с точными наушниками.

Дайте, пожалуйста, нам схему вашего ушного усилителя, собранного на LME49860 с "параллельным" усилителем на выходе с током покоя около 90ма. (Специально для моих Fostex T50RP mk3)!!! Вы не представляете, сколько человек будут вам благодарны!!!
Хотя бы просто схему с указанием номиналов - этого было бы достаточно!

Усилитель для наушников Fostex T50RP mk3

Схема "Усилитель для наушников Fostex T50RP mk3" размещена здесь: https://artsoundpro.com/ru/audio-amplifier/usilitel-dlya-naushnikov-fost...

Также здесь https://artsoundpro.com/ru/audio-amplifier/usilitel-dlya-naushnikov-serg... размещено описание ещё одного наушникового усилителя, способного работать с высокоомными наушниками "Усилитель для наушников Сергея Уральцева".

Спасибо!!!

О! Спасибо!!! Пойду смотреть!

Согласование

Почему Вы так любите согласование по мощности? Вас оно очаровало магическим словом "согласование"? Так это условность, наплюйте! Нет смысла согласовывать микрофон с усилителем по мощности, т.к. усилитель на самом деле со входа берет себе не мощность, а напряжение! И именно напряжение на входе усилителя необходимо максимизировать! Обеспечивая никому не нужное "согласование", вы:

а) Снижаете напряжение на входе микрофонного усилитея (т.к. в этом режиме оно в 2 раза ниже, чем на ХХ).

б) Искажаете АЧХ и ФЧХ микрофона, т.к. начинает влиять его сопротивление и индуктивность. 

Но зато какая получилась замануха с "согласованием"! Весть мир, понимаешь, не согласовывает, а вот мы...

Специально для "Профессионала"

Специально для "Профессионала" цитирую текст из данной статьи:

"Самое главное, что такое включение, благодаря демпфированию подвижной системы микрофона, устраняет окраску звука паразитными резонансами самого микрофона, позволяя получать чистый, ровный звук. Потом, при обработке вокала, можете делать со звуком всё, что угодно. Он податлив, с ним не надо воевать, устраняя всякие призвуки."

При чём тут "весь мир" и "замануха с согласованием"? Если Вы не понимаете сути и смысла согласования, то конечно оно для Вас будет "магическим"...

А я просто решал задачу для своей студии звукозаписи. И я её ДЛЯ СЕБЯ решил описанным выше способом лет, этак, 12 назад. А первая редакция этой статьи появилась по-моему в 2009-м году. Именно этот усилитель до сих пор работает в моей студии, и справляется с задачей на "отлично"!

Почему я должен "наплевать" на свою работу из-за того, что для Вас она не имеет смысла?

Цитирую ещё раз: "Самое главное, что такое включение, благодаря демпфированию подвижной системы микрофона, устраняет окраску звука паразитными резонансами самого микрофона, позволяя получать чистый, ровный звук. Потом, при обработке вокала, можете делать со звуком всё, что угодно. Он податлив, с ним не надо воевать, устраняя всякие призвуки."

Проверено на себе.

Согласование

"Самое главное, что такое включение, благодаря демпфированию подвижной системы микрофона, устраняет окраску звука паразитными резонансами самого микрофона, позволяя получать чистый, ровный звук. Потом, при обработке вокала, можете делать со звуком всё, что угодно. Он податлив, с ним не надо воевать, устраняя всякие призвуки."

Измерения степени демпфирования в студию!

Или это ваша выдумка? Типа по идее так должно быть?

Я не предлагал наплевать на вашу работу. Я предлагаю использовать разум и понять, что "согласование", несмотря на его волшебное название, это условность. Применяющаяся крайне редко, т.к. практически никогда оно на самом деле не нужно. Кстати, это вы не понимаете сути и смысла согласования - ну не требуется в усилителе напряжения получать на входе максимум мощности. Или вы видите еще какой-то смысл? А то, что усилитель работает... Почему ему не работать, и более глупые конструкции работают. Но работает-то он наверняка не лучшим образом. 

Кстати, а АЧХ микрофона с усилителем вы снимали, или снятие АЧХ противоречит звукотехнике как искусству?

Про окраску звука

Блин, я про окраску звука, а он про измерения степени демпфирования. Я про способ, который я использую для получения нужного звука, а он про волшебные слова и получение мощности на входе.

Интересно, а что бы Вы сказали, если бы тут была схема с токовым включением микрофона?

Товарищ "Профессионал", мы с Вами находимся в разных Вселенных.

Включается фон через секунду после подачи питания

Собрал на TL. При подаче питания идет четки звук без фона, а через секунду как тумблером включают громкий фон. А сам микрофон ловит гораздо тиише звуки, но все еще работает. Не подскажете, куда можно копать?

TL-ка может возбуждаться

Я бы померял напряжения питания и посмотрел его же осциллографом. Если у Вас сделано всё как на схеме, то TL-ка может возбуждаться. В этом https://artsoundpro.com/ru/comment/81#comment-81 комментарии я об этом писал: "Единственное, что нужно добавить в эту схему, это конденсаторы больше 1мкф параллельно конденсаторам C3 C4. Лучше - что-то от 10мкф до 100мкф. Без них TL431 находится в неустойчивом состоянии и может возбуждаться."

Я сейчас посмотрел осликом на

Я сейчас посмотрел осликом на выходе усилителя и при включении разница напряжений за секунду вырастает до 12 вольт, что видимо является следствием шумов. Сейчас попробую посмотреть по питанию.

Банально пайка отвалилась,

Банально пайка отвалилась, нашел косяк) Спасибо.

Питание схемы от однообмоточного транса

Здравствуйте! Очень понравилась схем, но не имею в нличии и нет возмоности приобрести трнс со средней точкой... Решил переделть схему под трансформатор без средней точки. Посмотрите поалуйста, правильно ли я сделал, и не надо ли чего изменить?://imglink.ru/pictures/24-11-18/1e9ac1b55d85a0d8ae29c60dedad6d40.jpg

Питание схемы от однообмоточного транса

Ну переживаю, что транс слабоват в плане выходного вольтажа - 16 вольт на вторичке, значит по 8 вольт на плечо в лучшем случае...нужно ли изменять значения элементов остальной схемы при таком низком вольтаже ? 

Нет, там не по 8вольт. У вас

Нет, там не по 8 вольт. У вас получается однополупериодный выпрямитель с теми же амплитудными значениями.

То есть, если  у вас 16в переменки, то получится по 22 вольта постоянки в каждом плече. Конденсаторы С6 и С7 очень большой ёмкости, так что беспокоиться нечего.

Питание схемы от однообмоточного транса

Благодарю за ответ! Уже закупаюсь необходимыми деталями. Всё это затеял для своего первого микрофона STAGG SDM70

Надеюсь, всё заработает как положенно с первого раза))

Добавить комментарий

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.