Что такое High-End?
А что такое совершенство?
Вы испытываете удовольствие от обладания уникальными вещами?
Приятно ли вам осознавать, что ваш костюм сшит лично Мастером именно для вас,
ваше авто – сплошной эксклюзив ручной сборки, а в гостиной висят подлинники Энгра?
А вы – Мастер? Ведь существует что-то, где вы проявляете всего себя, свой талант, свои чувства, умения.
Если вы любите ощущать, сопереживать, цените красоту и талант, вы, вероятно, проникнитесь идеологией `высшего предела`.
А кто такой Пинк Флойд?
(Вопрос любознательной)
Что ни говори, а общение - очень нужная и полезная штука. И совсем не роскошь. Вот я, например, два дня мучился, как о High-End`е рассказать, что бы понятно было. К жене с вопросом, а она Заппу цитирует, мол, о музыке говорить – что под архитектуру танцевать, такие вещи сердцем принимать надо. Озадачился, однако: в общем, вопрос поставлен и ответ есть, но как? А тут у Серёжи свободная минутка выдалась, посидели мы, чайку попили (только чай! почему? – это уже другая сказка), и в беседе тема яснее и стройнее показалась, идеи кристаллизовались новые, интересные. А ещё, если в разговоре между собеседниками взаимопонимание есть, ощущаешь себя не иначе, как птицей важной и знатоком жизни. Классная все-таки штука – общение! К тому же непрерывная. В нашей жизни общение, как обмен информацией, не останавливается ни на миг! А вот это уже один из элементов High-End. Главный. Без информационных преобразований ни один усилитель "не звучит"!
Вообще-то в звуке и звукотехнике мелочей нет! Что бы это понять, нужно разобраться, как и что мы слышим.
Согласно определению звук, упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твёрдых телах и воспринимаемые ухом человека и животных. С этой позиции подход к основной задаче звукотехники, записи или `консервированию` звука весьма формален. Достаточно точно описать форму звуковых волн, сохранить результат, а при воспроизведении провести обратное преобразование. Так Томас Алва Эдисон валик с мембраной и придумал. Изобретено это устройство было в 1877 году и называлось фонограф. Позже восковый валик заменили диском (Берлинер и Белл, 1888г.) – теперь записи можно было легко тиражировать. И если с количественной стороной вопроса человечество справилось традиционно просто, то качественная и сейчас заставляет искать решения многих проблем. Ведь со времён Эдисона изменилась только технология обработки сигналов, но не идеология.
Что хочется слышать? Ритмику, гармонию… Музыку. Ощущения. Чувства. Эмоции. И не какие ни будь, а настоящие! Что бы плакать, когда грустно, смеяться, когда хорошо. Так вот, это все изначально и входит в замысел композитора, а если кто-то не слышит, значит, информация на пути от музыканта к слушателю исказилась, а то и вовсе пропала. Причины могут быть разные. Чем больше звеньев связывают музыканта и слушателя, тем больше возможных препятствий. Но в большинстве случаев мы имеем дело с "музыкальными консервами" - записями музыкальных произведений. Как тут быть? Потери и искажения для такой системы – норма. Обсуждение этих моментов – тема отдельной статьи, но в целом нужно признать, что воспроизвести в точности ощущения живого исполнения, используя даже самый совершенный звуковой тракт, невозможно. Поэтому звук, который мы получаем от самых High-End`овских систем, не более чем подобие, отражение искусства средствами искусства!
Есть смысл вернуться к определению звука: `…и воспринимаемые ухом человека и животных `. То есть звук в нашем понимании, как информация, доступен только живым существам (да и то, возможно, не всем), для камня на дороге это физическое явление, не больше. Суть в нашем механизме интерпретаций окружающей среды. Иными словами, важно не что мы видим или слышим, а как. Вероятно, воспринимая чистую физику явлений (скажем, свет, как поток квантов, воздействующий на сетчатку глаза), `лирику`, то есть информацию (зрительные образы в этом примере) мы генерируем в своём сознании.
Применительно к теме это означает, что наше, человеческое восприятие музыки гораздо сложнее, чем физический процесс ощущения звуков. Кроме того, восприятие каждого человека индивидуально и основано на культуре, воспитании, стереотипах. Поэтому одно и тоже произведение вызывает разные эмоции у разных людей.
Какую роль в этом всем играет звуковоспроизводящая система? Она - основополагающий фундамент, на котором строится здание восприятия. И если фундамент хилый… восприятия не получается, а слушанье музыки превращается в кошмар. Причём технические характеристики такой системы могут быть великолепны!
О характеристиках и измерениях хорошо сказал П. Квортруп, сравнивая звук со слоном, а измерения с тенью, отбрасываемой этим слоном.
Это не значит, что параметры системы не важны в принципе, просто нет однозначной связи между ними и полученным результатом. Потому, что результат мы сами, те, кто слышит. Звуковые колебания, созданные громкоговорителями, только грубый каркас, но не музыка. Музыка в сердце.
Наверное, и 130 лет назад существовали люди, пытающиеся усилить впечатления от валика Эдисона, первые искатели высшего предела. Стремление к совершенству неотъемлемая часть человеческой природы, право каждого. Сейчас High End занимает определённое место в общечеловеческой культуре. Иногда скатываясь до крайностей бескомпромиссности или становясь орудием для выколачивания денег. Но это движение объединяет огромное количество совершенно разных людей единой целью: слышать Музыку!
Будьте бдительны! Никто и никогда не сможет научить вас услышать! Наоборот, всегда решительно пресекайте такие попытки. Эта задача только для вас.
Сергей Уральцев
Добавить комментарий